ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич

ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич
(5(17). 10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. - 27.2(10.03). 1876, Иркутск)
   философ и историк. Окончил Казанскую духовную академию. Нек-рое время был проф. рус. истории в Казанском ун-те. Увлекшись естественными науками, применил «естественно-научный» метод к своим исследованиям и стал рассматривать историю как «физиологический процесс». В 1863 г. Щ. издал «Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)», в к-рых делает вывод, что в рус. народном уме преобладает «практичность», «реальность» и поэтому народу «при гуманистическом просвещении преимущественно необходимо реальное естественно-познавательное и жизненно-практическое образование». Объяснение причин, в силу к-рых рус. ум стал «практичным и реалистическим», Щ. дает в др. своем исследовании: «Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России» (1868). Умственное развитие рус. народа, по его мнению, до настоящего времени прошло «две главные фазы». Первая фаза представляет собой тысячелетнее «физико-этнологическое» развитие непосредственно-натурального, умственного склада рус. народа под влиянием физических и этнических условий. В этот период из разнообразных племен складывается одна нация и вместе с тем из разноплеменных умственных типов и миросозерцании возникает один смешанный умственный тип и миросозерцание. Поскольку умственная жизнь рус. народа воспитывалась исключительно под влиянием физических условий, в ней прежде всего развивались органы внешних чувств, память и др. низшие познавательные способности; высшая, теоретическая мыслительность, научное и философское мышление оставались неразвитыми. Во второй фазе, или «научно-рациональном периоде умственного развития русского народа», возникает и развивается новый европейский интеллектуальный тип. Из народной массы выделяется, как зародыш нового умственного типа и поколения, «мыслящее меньшинство» и вырастает в новую, европейскую, «научно-рационально развитую умственную отрасль или породу, составляющую передовую генерацию в умственной истории России». В этом меньшинстве возникают проблески самобытной мысли и стремление к интеллектуальному «саморазвитию вне узких рам этнологических или национальных, на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки». В работе «Исторические условия интеллектуального развития в России» (1868) Щ. обращает внимание на следующие исторические условия умственной жизни в России: 1) численное преобладание «темного» рабочего класса над образованным меньшинством; 2) влияние на интеллектуальное развитие земледельческого населения, преобладающего над населением городским, мануфактурным; 3) особенности экономических условий интеллектуального развития; 4) значение пространства рус. земли и путей сообщения в распространении способов интеллектуального развития; 5) интеллектуальное значение векового отсутствия заграничных путешествий и географических открытий; 6) влияние государственных начал - централизации, системы опеки, регламентации и крепостного права; 7) влияние различных патологических явлений нервной сферы рус. народа на характер, направление его умственной жизни, т. е. физиология народной мысли; 8) значение вековой умственной эксплуатации или исключения женщины из сферы общественной и умственной жизни и деятельности. Щ. приходит к заключению, что вековая физическая работа народа в непосредственной сфере природы не только естественно вела и ведет рабочий народ к «реально-умственному» развитию, но развивала и развивает в нем преимущественно такие интеллектуальные органы, к-рые являются существенными рабочими силами. Из-за преобладания деятельности внешних чувств теоретическому мышлению были отведены самые узкие границы. При господстве внешних чувств над мыслящим и познающим разумом, вместо идей чистого разума, вместо научно-философского, теоретического мышления развивался по преимуществу грубый физический эмпиризм, чему способствовали распространение и укоренение «византийского супрана-туралистического умонастроения и миросозерцания». Все это привело к преобладанию в умственном складе народа чувственного над рациональным.
   С о ч.: Земство и раскол. Спб., 1862. Вып. 1; Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого). Спб., 1863. Ч. 1–2; С о ч.: В 3 т. Спб., 1906–1908; Собр. соч. Доп. т. к изд. 1906–1908. Иркутск, 1937.
   Л и т.: Аристов Н. Я. А. П. Щапов (Жизнь и сочинения). Спб., 1883; Корбут М. К. А. П. Щапов как родоначальник материалистического понимания русской истории. Казань [1928]; Кабанов П. И. Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова. М., 1954; WachendorfJ. Regionalismus, Raskol und Volk als Hauptprobleme der russischen Geschichte bei A. P. Scapov. Koln, 1964.
   В. В. Ванчугов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич" в других словарях:

  • Щапов Афанасий Прокофьевич — [5(17).10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ., ‒ 27.2(10.3).1876, Иркутск], русский историк и публицист. Родился в семье пономаря. В 1852‒56 учился в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью бакалавра. В 1856‒60 читал… …   Большая советская энциклопедия

  • ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич — (1831 76) российский историк, профессор. Труды по истории церковного раскола и старообрядчества, земских соборов 17 в., общины, Сибири …   Большой Энциклопедический словарь

  • Щапов, Афанасий Прокофьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щапов. Афанасий Прокофьевич Щапов Дата рождения: 17& …   Википедия

  • Щапов Афанасий Прокофьевич — Афанасий Прокофьевич Щапов (17 октября 1831, село Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии 11 марта 1876, Иркутск) сибирский историк, публицист, писатель, философ. Родился в семье сельского дьячка и крестьянки бурятки. В 1841 поступил в… …   Википедия

  • Щапов, Афанасий Прокофьевич — проф. русской истории, магистр Казанской дух. акад., историк и публицист; † 27 февр. (? марта) 1876 г. {Половцов}  Щапов, Афанасий Прокофьевич (1830 1876) один из крупнейших русских историков, основоположник мелкобуржуазной концепции рус.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Щапов Афанасий Прокофьевич — (1831 1876), историк, профессор (с 1860) Казанского университета и духовной академии, в 1861 уволен за участие в Куртинской панихиде. Труды по истории церковного раскола и старообрядчества, земских соборов XVII в., общины, Сибири. * * * ЩАПОВ… …   Энциклопедический словарь

  • ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич — (5(17).10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. 27.2(10.03). 1876, Иркутск) философ и историк. Окончил Казанскую духовную академию. Нек рое время был проф. рус. истории в Казанском ун те. Увлекшись естественными науками, применил… …   Русская философия: словарь

  • Щапов, Афанасий — Прокофьевич (1831 1876) российский историк, профессор. Автор трудов по истории сектантства и раскола, которые он рассматривал как проявление народного протеста против социального гнёта. В 1856 64 под влиянием Г. 3. Елисеева и С. В. Ешевского… …   Политология. Словарь.

  • Щапов, Афанасий — Афанасий Прокофьевич Щапов (17 октября 1831, село Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии 11 марта 1876, Иркутск) сибирский историк, публицист, писатель, философ. Родился в семье сельского дьячка и крестьянки бурятки. В 1841 поступил в… …   Википедия

  • ЩАПОВ — Афанасий Прокофьевич (1831 76), историк. Профессор Казанской духовной академии и Казанского университета. За организацию панихиды по крестьянам, погибшим при подавлении волнений в с. Бездна (1861), арестован, отстранён от преподавания и определён …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»